Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

МДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида» Тульская область, г. Ясногорск

301030, Тульская область, г. Ясногорск, ул. Д. Щербина д. 18

Телефон

8487(66) 2-16-37

Эл. почта mdou7.yasnogorsk@tularegion.ru



 

 

«Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

МДОУ Детский сад № 7 комбинированного вида»,
 Тульская область, г. Ясногорск

Краткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
в старшей группе


ПОДГОТОВИЛА 
Воспитатель: Зайцева Наталья Михайловна


2017

 
В жизни всякое может случиться
Наводнение, буря, пожар,
В лесу мы можем заблудиться
И солнечный схватить удар.
Опасностей в мире много:
Аварий на дорогах,
Растения несъедобные,
Собаки, очень злобные.
И вообще жизнь сложная штука,
Но существует наука –
Безопасность она изучает,
Учит, как  себя вести,
Чтоб опасность отвести.
Мы значимость науки понимаем
И ОБЖ все вместе изучаем.
Месяц ОБЖ прошел у нас,-
О нем расскажу вам сейчас.
 


Продолжительность проекта:1  месяца.
Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно – ориентированный
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
 Актуальность 
     Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей  для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку  обусловлена  необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников в  ДОУ.
    Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения. Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
    Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Именно поэтому изучение ОБЖ актуально в современном дошкольном образовании.
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
В соответствии с целью сформированы задачи:
Задача  проекта
Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Задача для воспитателя
•    создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения.
Задачи в работе с детьми
•    формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
•    формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
•    расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
•    закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
•    развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
•    способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

Задачи в рабате с родителями
•    знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
•    повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
•    воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
Критерии эффективности проекта
•    Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
•    Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.
•    Налаживание связи семьи с сотрудниками детского сада и социумом.
•    Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.
•    Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада.
•    Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения, но так же привлекать к тому других людей.
Принципы  реализации проекта
1. доступность
•    учет возрастных особенностей детей
•    адаптированность материала
2. систематичность и последовательность
•    постепенная подача материала от простого к сложному
•    частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность
•    предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
4. динамичность
•    интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация
•    создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком

Планируемые результаты:
 1. Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
 2. Развитие основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе.
 3. Развитие представлений о строении человеческого организма и формирование ценностей здорового образа жизни. 
4. Формирование представлений о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте.
Этапы реализации проекта:
Начальный:
1.Разработка и накопление методических материалов.
2.Создание необходимых условий для реализации проекта.
 3.Создание развивающей среды.
4.Подбор необходимой художественной  литературы по теме проекта.
5.Разработка мероприятий.
6.Организация экскурсий
Основной (практический):
Художественное творчество:
Рисование: 
«Дом, в котором я живу », «Моя комната», «Лесной пожар» «Опасные предметы», «Автобус едет по улице», «Машины специального назначения», «Дети делают зарядку».
Лепка: 
«Собака», «Светофор».
Аппликация: 
«Паровозик из Ромашково», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Улица нашего города».
Конструирование
«Железная дорога», «Я построю дом».
Музыка
Релаксационная музыка. Настольный театр «Волк и семеро козлят». Инсценировка произведения С. Маршака «Кошкин дом»
Развитие речи
ФЦКМ: «Внешность человек может быть обманчива»,«Кухня – не место для игр», «Встреча с животными», «Путешествие по тропе безопасности», «У меня зазвонил телефон», «Профессия пожарного», «Путешествие по радуге здоровья».
  Рассматривание картин опасные предметы, дорожные знаки, пожар и его последствия». Рассматривание картинок – ситуаций «Полезно – вредно»

Здоровьесберегающие технологии
Дыхательная гимнастика
«Паровозик», «Насос» ,«Регулировщик», «Ножницы».
Гимнастика для глаз
«Кошка», «Светофор», «Автобус».
Пальчиковая гимнастика
«Дом.Город.Страна»,«Грибы»,«Ягоды»,«Транспорт», «Фрукты», «Дорожных правил очень много», «Автомобиль», «Мы пешеходы», «Гонки», «Здоровье».
Динамические паузы
«Пешеход», «Пожарный», «Кот Антипка»,»Зарядка», «Светофор», «Улица», «Пешеход», «Мы в автобус дружно сели», Мы шагаем», « Постовой», «Едем в Москву»
Чтение художественной литературы:
Л. Толстого «Пожарные собаки». Заучивание стихотворения Л. Куклина «Пожарный». Чтение рассказа М.Ильина «Машины на нашей улице». С. Михалков «Моя улица». Чтение загадок (светофор, зебра, транспорт). Чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили». Е.Трутнев «Грибы», Я. тайц «Про Ягоды», Н.Носов «Огурцы», «Огородники», Чтение К.Чуковского «Мойдодыр».
Беседы:
 «Ножницы, катушки – это не игрушки». Обсуждение ситуации «Если чужой приходит в дом».  «Если  в доме начался пожар». «Эта спичка невеличка». «Как у наших у ворот очень важный знак живет». «О чем говорят дорожные знаки». «Если ты потерялся на улице…». Игра - беседа «Спорт - это здоровье». «Витамины укрепляют организм».  « Опасно ли быть неряхой». «Где найти витамины».
Подвижные игры
«Цветные автомобили». «Красный, желтый, зелёный». «Самокат». 
.Дидактические игры
  «Четвертый лишний», «Опасные предметы», «Если возник пожар», «Собери картинку», «Разрешается-запрещается», «Найди нужный знак», «Светофор»,
 « Пожар», «По  грибы»,  «Угадай по мимике мое настроение», «Полезная и вредная еда», «Телефон», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир». «Разложи по порядку». «Что пригодится при пожаре». «Да, нет». «Найди нужный знак»
Упражнение для эмоциональной разрядки
«Зеркало», «Угадай эмоцию».

 Сюжетно - ролевые игры
 «Поликлиника», «Мы - пожарные», «Водители». «На дорогах города». «МЧС» - спасатели. «Строительство»
Просмотр презентаций
«Твоя безопасность в доме», «Профессия пожарный».
Просмотр мультфильмов
 «Кошкин дом».
Работа с родителями:
Папка передвижка: «ОБЖ».
Консультации для родителей:
«Если ребенок остался дома один»,
Советы для родителей:
«Как защитить ребенка,  правила  безопасности», «Как защитить ребенка?», «Как обучить ребенка правилам безопасности?», Изготовление вместе с детьми поделок и  рисунков на тему «Грамотный пешеход».
Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.
Итоговый:
1. продуктивная деятельность
2.проведение тематических викторин.
Продуктами проектной деятельности являются:
•    создание книжки-малышки «Азбука безопасности»;
•    выставки детских рисунков;
•    фотографии занятий;
•    фотографии дидактических игр;
•    конспекты занятий и тематических дней, конспект родительского собрания;
•    сборник «Копилка загадок»;
•    мультимедийная презентация;
•    сборник стихов с рисунками детей;

1 неделя 
«Безопасность в доме»    Мероприятия    Программное содержание
понедельник    ООД  «Внешность человек может быть обманчива»    Научить детей правильно вести себя в случае, если в дом приходит незнакомец.
    Рисование: «Дом, в котором я живу »    Учить передавать в рисунке форму, строение многоэтажного дома.
    Настольный театр «Волк и семеро козлят».    Объяснить детям на примере сказки, какие последствия могут быть, если не соблюдать правила безопасности.
вторник    Беседа «Встреча с животными»    Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
    Обсуждение ситуации «Если чужой приходит в дом»    Научить детей правильно вести себя в случае, если в дом приходит незнакомец.
    Развитие речи «Служба 01, 02, 03 всегда на страже».    Познакомить со службами спасения 01, 02, 03; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности.
среда    ООД «Кухня – не место для игр». 
    Объяснить детям, почему не стоит затевать игры на кухне.
    Дидактическая игра «Четвертый лишний»    Научить детей среди опасных предметов находить те, которые часто являются причиной пожара.
     ООД «У меня зазвонил телефон» (друг, незнакомец, знакомый. взрослый).    Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми.
четверг    Беседа «Ножницы, катушки – это не игрушки».    Познакомить с правилами работы с самыми обычными предметами
    Сюжетно – ролевая игра «Строительство»    Приучать детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

    Творческая игра «Поликлиника».    Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

пятница    Просмотр презентации «Твоя безопасность в доме»    Научить детей правильно вести себя в случае, если в дом приходит незнакомец.
    Рисование: «Моя комната»    Закреплять знания правил безопасности в быту.
    Дидактическая игра «Опасные предметы».    Закреплять знания правил безопасности в быту.


2 неделя 
«Пожарная безопасность»    Мероприятия    Программное содержание
понедельник    ООД «Профессия пожарный»    Расширять представления детей о профессии пожарных, воспитывать уважение к труду пожарных, развивать речь.
    Рисование на тему «Лесной пожар»    Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных; объяснить, как лесные пожары влияют на жизнь зверей.
    Дидактическая игра «Если возник пожар»    Закреплять знания детей о пожаре и правила безопасного поведения с огнем.
вторник    Дидактическая игра «Собери картинку»    Развивать зрительное восприятие, внимание, логиче ское мышление; уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.
    Чтение произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».    Познакомить с произведением Л. Толстого, развивать связную речь, воспитывать внимательность, любовь к художественной литературе.
    Лепка «Собака»    Учить лепить фигуру собаки из целого куска, развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к труду пожарных собак.
среда    Рассматривание иллюстраций «Пожар и его последствия»    Развивать внимание, речь; учить видеть причинно-следственные связи, слушать друг друга не перебивая; воспитывать бережное отношение к окружающему, чувство самосохранения.

    Беседа «Если в доме начался пожар»    Обобщить знания детей о правилах поведения на пожаре и его последствиях.

    Сюжетно-ролевая игра «Мы - пожарные»    Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве; воспитывать желание оказывать помощь другим
четверг    Заучивание стихотворения Л. Куклина «Пожарный»    П р о д о л ж а т ь з н а ко м и т ь д е т е й с художественной литературой по пожарной безопасности, воспитывать уважение к труду пожарных, развивать чувство само сохранения, память, речевую активность.
    Дидактическая игра «Разрешается-запрещается»    Закрепить знание правил пожарной безопасности»
    Инсценировка произведения С. Маршака «Кошкин дом»    Развивать артистизм, активизировать речь, воспитывать любовь к художественной литературе.
пятница    Беседа  «Эта спичка невеличка»    Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если они попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека, познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.
    Рисование «Опасные предметы»    Уточнить знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка. Закрепить знание правил безопасности.
    Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре»    Научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление.


3 неделя 
«Безопасность на улице»    Мероприятия    Программное содержание
понедельник    Беседа  «Как у наших у ворот важный знак живет»    Развивать диалогическую речь детей, закреплять и расширять знания детей о п р а в и л а х д о р о ж н о г о д в и ж е н и я , воспитывать дружелюбие.
    Рисование «Автобус едет по улице»    Закрепить знание правил дорожного движения.
    П/и «Цветные автомобили»        Развивать двигательную активность детей    
вторник    Беседа «О чем говорят дорожные знаки»    Познакомить детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, знаками сервиса
    Аппликация «Паровозик из ромашково»    Закрепить представления о железнодорожном транспорте.
    Чтение рассказа М.Ильина «Машины на нашей улице»    Учить оценивать поступки героев, закреплять правила поведения на улице.
среда    Беседа «Если ты потерялся на улице»    Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации.
    Чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили»    На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасные ситуации.
    Подвижная игра «Красный, желтый, зелёный»    Развивать двигательную активность детей, закрепить знания цветов сигналов светофора.
четверг     ООД «Путешествие по тропе безопасности»    Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации
    Целевая прогулка в среднюю школу №3 им. С.В.Ишеева    Закреплять необходимость соблюдать правила дорожного движения.
    Вечер загадок (светофор, зебра, транспорт) «Как обеспечить безопасность дошкольника»    Расширить знания детей о видах транспорта, закрепить правила дорожного движения, формировать у детей знания о безопасном поведении на улице; развивать мышление, сообразительность
пятница    Чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили»     На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасные ситуации.
    Рисование «Машины специального назначения»    Закрепить знание названий и назначения видов транспорта»
    Сюжетно-ролевая игра «Автобус»    Закрепление правил поведения в общественном транспорте.

4 неделя 
«Береги свое здоровье»    Мероприятия    Программное содержание
понедельник    Игра - беседа «Спорт - это здоровье»    Дать представления об Олимпийских играх, развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой.
    Игра «Съедобные и не съедобные грибы»    Закреплять знания детей о съедобных несъедобных грибах
    Сказка В. Даля «Война грибов и ягод»    Расширять знания детей о съедобных грибах.    
вторник    Беседа  «Витамины укрепляют организм»    Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах в которых содержаться витамины. Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры
    Аппликация «Овощи и фрукты – полезные продукты»    Закрепить знания об овощах и фруктах, их пользе для здоровья.
    Рассматривание картинок – ситуаций «Полезно – вредно»    Закрепить знания детей полученные на занятиях по ЗОЖ.
среда    ООД  «Путешествие по радуге Здоровья»    Учить заботится о своём здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса. Познакомить детей с работой по профилактике заболеваний. Прививать детям привычку закаливания и личной Игра – тренинг «Что делать, если ни кого нет дома» гигиены.
    Составление рассказа «Как я буду заботится о своем здоровье»    Закрепить представление о здоровом образе жизни.
Четверг


    Беседа на тему « Опасно ли быть неряхой»    Закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы и продукты надо убирать на свои места, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома.

    Игра «Угадай по мимике мое настроение»    Дать понять детям, что наши эмоции – это часть нашего здоровья. Важно для организма быть в хорошем настроении и каким способом его поднять.
    Чтение К.Чуковского «Мойдодыр»    Воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание следить за собой.
пятница    Беседа на тему: «Где найти витамины»    Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями – «питательные вещества», «правильное питание», воспитывать желание соблюдать режим питания.
    Игра «Мы делаем зарядку»    Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире и дать понять, что каждый человек изначально хорош и имеет свое предназначение. Заниматься физкультурой, быть здоровым и не болеть.
    Рисование «Дети делают зарядку»    Способствовать формированию желания заниматься физической культурой и спортом.

Список используемой литературы: 
1. Р.Б. Стеркина «Безопасность» - С.П. “Детство-Пресс” 2004
 2. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности» – М.2006
 3. Т.А.Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей» – М.2007
 4. О.А.Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» – М.2004
 5. Э.Я.Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения» – М.1978
 6. Т.А.Шорыгина «Безопасность для малышей» - М.2005